Основные факторы и составляющие высокой цены проката авто на российском автопрокатом рынке.
Основные факторы и составляющие высокой цены проката авто на российском автопрокатом рынке.
Если говорить об истории проката автомобилей в России, то стоит отметить, что рынок этот стал формироваться несколько десятилетий назад. Конечно, первые попытки организовать автопрокатный бизнес в России были предприняты в середине прошлого века, но в силу разных причин прокат автомобилей, как таковой, не получил своего развития (устаревшие модели автомобилей, высокие издержки, завышенные цены и т.д.). По этой причине авто прокатные организации просуществовали не долго.
Уже в конце двадцатого века, сразу после перестройки, во время бурного развития капитализма в нашей стране, рынок аренды авто пережил свое второе рождение. Именно в это время появляются транснациональные компании, предоставляющие услуги проката авто, отличающиеся отлаженным бизнес-процессом проката автомобилей и высочайшим качеством обслуживания клиентов, пользующихся услугами прокатных компаний.
Прокат автомобилей в России на сегодняшний день обладает рядом специфических особенностей, обусловленных целым рядом факторов: климатические и географические условия, состояние российских дорог, менталитет русских граждан, плохое качество бензина, низкий уровень жизни (вследствие - преступность, случаи мошенничества), наличие «горячих» точек и многие другие факторы.
К повышенным затратам на содержание автомобилей приводит и географический фактор (наша страна является самой большой по площади в мире, соответственно пробеги автомобилей очень большие). По сравнению с Европой и США, в России даже самые качественные машины гораздо быстрее изнашиваются и нуждаются в ремонте ввиду плохого качества автодорог (повышенному износу подвержены колеса, детали подвески, фары, бамперы и капоты). Таким образом, протяженность российских дорог и их качество играют немаловажную роль в ускорении износа автомобилей, а следовательно, удорожании услуг проката автомобилей. При этом, каждый бизнесмен, владеющий прокатным бизнесом, не желает терять клиентов из-за высоких цен на услуги проката авто.
Автопрокатчики стараются удерживать цены на одном уровне в течении всего года, вследствие чего можно наблюдать снижение рентабельности проката автомобилей в зависимости от сезона. Высокие расходы на поддержание автопарка в зимний период соседствуют с уменьшением как российского потока клиентов желающих взять в прокат авто, так и зарубежных туристов, пик посещений которых, естественно приходится на летние месяцы.
По словам большинства владельцев прокатных организаций, в России спецификой отрасли является и тот факт, что основной костяк клиентов составляют россияне, клиенты на туристском сегменте практически отсутствуют (иностранные клиенты составляют не более 5-10% от общего количества клиентов пользующихся прокатом авто, особенно на периферии).
Важным нюансом, оказывающим негативное влияние на развитие проката авто в России, является ненадежность заказчиков, что проявляется в статистике угонов и хищений автомобилей, взятых на прокат. Несмотря на высокий уровень безопасности и охраны, случаи мошенничества все-таки не редки.
Компании по прокату авто, несмотря на достаточно жесткую конкуренцию внутри прокатного рынка, объединяются для борьбы с мошенниками и создают черные списки, которые публикуют на авто прокатных сайтах, помогая друг другу бороться с хищениями автомобилей.