Москва
Русский
Пункты выдачи
Оплата онлайн
/ Регистрация
+7 (499) 700-00-66 +7 926 295 50 48

Новости мира проката

Эх, прокачу!

янв 26, 2022

Автопрокат в Москве уже стал привычным явлением. Многие используют подменные машины, сдавая собственного «железного коня» в ремонт. Другие берут на пробу новые модели. Но развитие этого сервиса в регионах катастрофически отстает от столичного уровня. Крупнейшие московские службы проката намерены исправить эту несправедливость.

Сети автомобильного проката готовятся опутать всю Россию.
Игорь Сирин

Автопрокат в Москве уже стал привычным явлением. Многие используют подменные машины, сдавая собственного «железного коня» в ремонт. Другие берут на пробу новые модели. Но развитие этого сервиса в регионах катастрофически отстает от столичного уровня. Крупнейшие московские службы проката намерены исправить эту несправедливость.

В 1959 году Никита Хрущев во время дружеского визита в США восхитился американской системой автопроката и по возвращении в СССР отдал распоряжение создать подобный сервис у нас в стране. На проект были брошены колоссальные ресурсы, казалось, что на каждом участке земли, еще не засеянном кукурузой, строится контора по прокату машин. Впрочем, дело быстро заглохло. Страдающие от дефицита запчастей автомобилисты, получив машину, сразу же снимали с нее все новые детали. Дело порой доходило до полной переборки двигателя, в котором большинство узлов заменялось на старые.

Новый взлет в отрасли начался в 1990-е годы, когда образовались фирмы "Рольф-прокат" и Business Car Rental. Затем в страну пришли международные компании. Но иностранцы не успели подмять под себя рынок. Грянул кризис 1998 года, после которого большинство компаний сократили масштабы бизнеса или вовсе свернули свою деятельность. После этого история автопроката в России вновь начала писаться с нуля.

Рынок, как таковой, практически отсутствовал, особенно его доступный сегмент по аренде отечественных машин. Отдельной жизнью жили крупные иностранные компании, которые предлагали свои услуги в основном корпоративным клиентам.

Подразделения проката крупных автосалонов, работали внутри материнской компании и обслуживали в основном клиентов сервиса, когда те сдавали машину в ремонт.

С тех пор прокатный рынок в России значительно вырос: с 1500 - 2000 автомобилей и $40 млн в 2003 году до 3000 - 3500 машин и $60 млн сейчас.

Рынок ежегодно увеличивается на 20 - 30%, но спрос на услуги проката все еще превосходит предложение. Рынок развивается в двух направлениях - появляется много новых мелких фирм, которые располагают 5 - 15 автомобилями бюджетного класса (это отечественные "Лады" или доступные иномарки), а также разрастаются парки крупных компаний. В прокатном парке отечественных автомобилей и иномарок примерно поровну.

Однако освоение одной шестой части суши дается иностранцам нелегко. В зависимости от особенностей региона возможно проникновение в него двумя путями: предоставлением права пользования брендом (франшиза) или за счет собственных средств. Первый вариант - более простой и динамичный: покупатель франшизы, хорошо знакомый с особенностями местного рынка, создает на нем собственную компанию и продвигает ее под мировым брендом. Но соответствие международным стандартам, которые в первую очередь предусматривают закупку исключительно новых иномарок, обуславливает высокие цены, к чему некоторые регионы пока еще не готовы. Взамен франчайзи получает доступ к глобальным системам бронирования, что приводит к нему клиентов из других стран и регионов и позволяет продавать услуги по бронированию проката в других городах.

Пока еще ни одна прокатная компания не может похвастаться достаточно разветвленной сетью у нас в стране. Соответственно сервис международного уровня, например, предоставление подменной машины в случае поломки или аварии в течение нескольких часов, доступен даже не во всех областях, смежных с Московской.

Отсутствие разветвленной региональной сети в свою очередь существенно тормозит развитие всего проката в целом. Например, услуга возврата машины в другом городе стоит столько же, сколько перевозка машины на эвакуаторе.

Причина в том, что экономическое развитие городов-миллионников на 3 - 5 лет отстает от Москвы, а малонаселенные регионы - и того больше. И если прокат в столице стал активно развиваться 2 - 3 года назад, то через пару лет можно ожидать подобного бума и в регионах.

Пик спроса на услуги проката приходится на лето, когда автомобили востребованы практически постоянно. В это время спрос со стороны корпоративных клиентов несколько снижается, но его с лихвой компенсируют туристы и дачники, которые часто берут машину на week-end по тарифу выходного дня. Зимой спрос на прокатные машины, по сравнению с летом, снижается на 15 - 20%. Часть машин вынуждена простаивать, и одновременно с этим крупные компании стараются сокращать парк, продавая старые машины. Ближе к весне закупаются новые.

Независимо от класса предлагаемых в прокат машин около половины клиентов - это люди, временно лишившиеся собственной машины по причине ремонта, угона или плановой замены. Также значительную часть составляют автомобилисты, которые берут машину в качестве альтернативы собственной. Представительские седаны для проведения торжеств, внедорожники для выезда за город и пикапы для перевозки мебели. Доля таких клиентов может достигать 25%. Еще четверть - люди, у которых нет собственной машины, и приезжие.

Исходя из этого, получается, что наиболее перспективный путь продвижения своих услуг - это партнерство с различными сервисами и автосалонами, куда клиенты обращаются для ремонта своих машин.

В последнее время в сегменте премиум формируется новый класс клиентов, которые берут машину напрокат ради тест-драйва. Они хотят иметь возможность поближе познакомиться с автомобилем, перед тем как принять решение о его покупке. Особенным спросом в прокатных компаниях пользуются "сезонные" машины, например, кабриолеты. Для многих клиентов более простым решением является взять такую машину на несколько летних месяцев, чем покупать ее, а потом ломать голову, где хранить зимой. К тому же при прокате снимается вопрос последующей перепродажи машины, а каждый сезон можно брать что-то новое, не отставая от моды и не тратя на это больших денег. Например, прокат кабриолета BMW 6-й серии на три летних месяца обойдется в 27 000 евро при условии, что на время возможного ремонта или даже угона предоставляется подменная машина. Для сравнения: минимальная цена BMW 6-й серии Cabrio превышает 100 000 евро, а кроме того, придется оплачивать страховку (8 - 10% от цены) и расходы на ТО. При этом годовая амортизация составит не меньше 20%.

Ну и, конечно, в сегменте премиум всегда найдется место для клиентов, которые хотят пустить пыль в глаза, разъезжая в машине, которая им не по карману, а некоторые даже преподносят своим любимым прокатные машины в качестве временного подарка.

Отдельный сегмент прокатного рынка - это аренда машин с рекламными носителями. Компания-рекламодатель заказывает партию машин с размещенной на их бортах рекламой. Клиенты получают такие машины в прокат с существенной скидкой (30 - 40%), а взамен обязуются проезжать по городу не менее 60 км в день, парковаться в людных местах и периодически участвовать в рекламных акциях. Спрос на такие машины значительно превышает предложение, да и рекламная отдача хорошая.

Однако с подобными проектами не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Все машины, участвующие в рекламных акциях, необходимо регистрировать как рекламные площадки, платить с них ежемесячный налог на рекламу в размере 10 000 руб.

Хотя мировой опыт показывает, что прокатные машины можно заменять раз в три года, большинство российских компаний по целому ряду причин вынуждены обновлять свои парки значительно чаще.

Говоря о доходности прокатного бизнеса, стоит отметить, что прибыли не так уж и велики. Компания с парком меньше 10 - 15 машин работает неустойчиво. Череда случайных проблем - одну машину угнали, две попали в аварии - может серьезно подкосить такой бизнес. А вот если в фирме хотя бы 20 автомобилей среднего класса, то от нее вполне можно ожидать ежемесячной прибыли в размере $3000 - 5000 с учетом амортизации машин. Кстати, запуская проект по прокату машин, многие владельцы забывают, что очень скоро автомобили потребуют замены, и это является самой крупной статьей расхода компании, к тому же значительные бюджеты закладываются на непредвиденные расходы, без которых прокат практически не обходится.

Получая автомобиль на прокат, не лишним будет обратить внимание на некоторые детали договора, которые могут перерасти в неприятные сюрпризы. Во-первых, надо быть готовым к тому, что при получении машины придется оставить залог в виде наличной суммы или пластиковую карточку с солидным запасом средств на ней. Во-вторых, обязательно следует уточнить, на каких условиях застрахован автомобиль. Практически все компании гарантируют страховку КАСКО+ОСАГО, но часто мелким шрифтом в конце упоминается о безусловной франшизе - сумме, которой водитель рискует в случае ДТП. Причем некоторые компании предусматривают франшизу даже при действии договора ОСАГО, т. е. когда водитель прокатного автомобиля в аварии не виноват. Такие подвохи практикуются далеко не во всех компаниях. Если вы собираетесь в дальнее путешествие, то стоит обратить внимание и на лимиты по пробегу, и на границы территории эксплуатации. Многие оговаривают пробеги только по Москве и области, а чтобы выехать дальше - придется доплатить




Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий. Кликните «Принять и закрыть», чтобы согласиться с использованием «cookies» и больше не отображать это предупреждение.